Обряды » Кудесы - день домового
Кудесы - день домового

Кудесы - день угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.

Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа.

После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.

Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»

Домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (то есть духи, которые способствовали делам людей). Были также дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный, окоемы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани)

В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса.

Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу - главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Населяют Землю также и иные духи, как благие, так и вредоносные. Среди земных духов есть и те, что сотворены Черным Змеем в начале творения.

Когда Сварог творил людей, Черный Змей задумал ему подражать; только у него плохо получалось: наделал он немало странных существ. А когда Сварог вместе со Сварожичами победили Черного Змея и все его войско, то эти существа разбрелись по всей Земле, они стали чертями, бесами, злыми духами. Кстати, праславянское "чъерт" значит проклятый, перешедший черту, границу.

И их следует отличать от тех, которые произошли от Велеса, Сварога и предков. Они также сошли на Землю и поселились между людьми, ибо они более любят наш мир, они в отличие от небесных духов более привязаны к земному, к живому миру, к плоти.

Те из них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым, а кто в дом – домовым.

Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Приговаривают:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!».