Русский музей получит $1 млн от "Системы" на проведение выставок и фестиваля
20 февраля 2012 года

Русский музей получит ежегодный транш от благотворительного фонда "Система" в размере 30 миллионов рублей (1 миллиона долларов), который пойдет на финансирование четырех выставок, одного фестиваля и поддержку проекта "виртуальный музей", пояснили в пресс-службе фонда.

Транш будет проводиться в несколько этапов. По договору "Системы" и Русского музея он является частью долгосрочного соглашения о сотрудничестве 2003 года, по которому ОАО АФК "Система" и дочерние компании корпорации оказывают Русскому музею поддержку путем прямого финансирования и предоставления услуг на общую сумму 10 миллионов долларов. В частности, "Система" поддерживала такие проекты музея как "Виртуальный филиал" и "Центр музейного мультимедиа".

"Сумма в 30 миллионов рублей будет потрачена на заранее оговоренные в соглашении целевые проекты. В том числе на три художественные выставки в Михайловском замке, на ставшую уже традиционной выездную экспозицию в московском Царицыно, а также на ежегодный Международный фестиваль ландшафтного и садово-паркового искусства "Императорские сады России", который проходит в Михайловском саду", - пояснил собеседник агентства. Также средства пойдут на поддержку деятельности новых электронных технологий, создание мультимедийного контента нового поколения и издание каталогов.

Вопрос о финансировании отечественных музеев - один из самых острых в сфере культуры. Денег музеям не хватает, а зарабатывать они могут фактически только на билетах и экскурсиях и на правах на использование изображений, что в среднем приносит от 10-15% годового бюджета музея.

Бюджет Русского музея, который имеет статус федерального государственного бюджетного учреждения культуры, составляет порядка 700-800 миллионов рублей в год - именно столько музей получает на текущую деятельность. Еще порядка 200-250 миллионов рублей музей зарабатывает самостоятельно и получает от донаторов.

Но так как большинство музеев - федеральные учреждения, то даже такая простая вещь как производство сувенирной продукции, для них проблематично. По федеральному закону №94 ФЗ музей обязан проводить все свои заказы через тендеры и торги.

Всего два отечественных музея - Эрмитаж и Петергоф - создали эндаументы (фонды целевого капитала). Остальные же довольствуются дополнительными средствами, которые им дают попечители на целевые траты, такие как проведение выставок или закупка особо важных произведений искусства.