Фольклор » Обрядовая кухня славян
Обрядовая кухня славян

Многие обряды славян связаны с основными славянскими языческими культами, которые, несколько изменившись, перешли и в христианство. Повсеместно распространено пожертвование хлеба нищим, странникам, угощение детей хлебом, намазанным мёдом или политым маковым молоком.


Наша жизнь полна событиями и многие из них в славянской традиции обросли определёнными обрядами. Одни из них восходят к глубокой языческой древности, другие возникли под влиянием христианства (у некоторых славянских народов – под влиянием ислама), третьи – под влиянием атеизма XX века, а некоторые сложились уже в эру информационных технологий. Внешние признаки обрядов могут варьироваться на разных территориях, но суть их остаётся прежней – мы стремимся оградить себя от воздействия потусторонних сил (в данном случае не тех, которые находятся по ту сторону монитора))) ), стремимся «задобрить» духов.

Многие обряды славян связаны с основными славянскими языческими культами, которые, несколько изменившись, перешли и в христианство. Главными культами славян были культы огня (небесного и земного), воды, земли и Рода (родителей, мёртвых). Культ воздуха всегда был второстепенным и воплощался в основном в особом отношении к ветру, но не более того. Второстепенным было и поклонение тотемным животным (если только они не символизировали огонь (конь, петух), воду, землю или Рода (олениха, корова, медведь)). Второстепенным было и поклонение священным деревьям, и поклонение камням и др.

Во многих славянских обрядах поклонение трём стихиям и Роду переплетаются. Иногда в обрядах один из культов доминирует, а остальные проявляются лишь в отголосках. Так, например, в обряде масленицы (изначально языческом) основным является культ огня небесного (солнца), а второстепенными – культ Рода и земли; в обрядах праздника Ивана Купалы основными являются культы воды и огня, второстепенным – культ Рода; в обрядах дня Карачуна (Рождества) основными являются культы Рода (рождение и смерть) и земли, второстепенными – культы огня и воды.

Многие славянские обряды сопровождались особой трапезой, в которой либо само блюдо, либо продукты, из которого оно приготовлено, символизировали ту или иную стихию, «кормление» родителей.(1) Например, яйца, целые зёрна пшеницы или других злаков символизировали землю, блины – солнце, огонь небесный (просто кощунством выглядели в связи с этим бледные резиновые квадратные блины советской эпохи), мёд, молоко (особенно маковое) – обильную, сладкую жизнь в Вирии – славянском рае, каша – продолжение рода, плодородие вообще, обрядовая выпечка в зависимости от формы символизировала и огонь домашний, и огонь небесный (солнце), и жизнь, плодородие (через культ земли), и смерть – погребальный огонь и т.д. Одно и то же блюдо могло быть составляющим нескольких обрядов.

В славянской культуре всячески подчёркивается, что между миром живых и миром мёртвых существует своеобразная грань, которую нелегко преодолеть. Похоронно-поминальные трапезы должны подготовить умершего к такому переходу. Вместе с покойником происходит несколько трапез, во время которых изменяется его статус. Во время последних трапез (поминальных) он уже окончательно причисляется к миру мёртвых.

В похоронно-поминальные обряды включается несколько видов трапез: – трапеза во время ночного бдения около покойника; – ритуальное угощение гробовщика, обмывальщиц, плакальщиц, могильщиков (это угощение обязательно происходит отдельно, так как все эти люди слишком тесно связаны с миром мёртвых); – трапеза на могиле во время похорон; – поминки в день похорон в доме; – «бужение» покойника на следующее утро на могиле; – поминальные трапезы на девятый, сороковой дни и в годовщину смерти; – трапезы на кладбище в родительские дни (задушины, дзяды, радуницы и т.п.).

Особыми видами похоронно-поминальных трапез является «кормление» покойника. В начале ритуалов он ещё не перешёл полностью в мир мёртвых, поэтому для него «накрывается» отдельный стол: стакан со спиртным как символ огненной воды, через которую осуществлялся переход в мир мёртвых, и хлеб как символ земли и земной пищи, пищи вообще. Остальные пищевые пожертвования являются своеобразным выделением «доли» покойника (но уже именно покойника, окончательно ушедшего в мир мёртвых). Северные славяне обязательно клали в гроб кусок хлеба с солью, говоря при этом: «Хлеб-соль с собой – нас не беспокой». В других областях восточного славянства хлеб оставляли на могиле. Повсеместно распространено пожертвование хлеба нищим, странникам, угощение детей хлебом, намазанным мёдом или политым маковым молоком. Мелких птиц (воробьёв, жаворонков, дроздов, соловьёв и др.) славяне считали связанными с душами умерших, поэтому птицы являлись своеобразными заместителями покойника. Так что «покормите птиц зимой» – это неспроста. Это тоже часть обряда, связанная с культом «родителей» и Рода.

Пищевой код похоронно-поминальных трапез связан с культами земли (хлеб, соль, сладкая каша, кутья), огня (блины, булочки с символами погребального костра или в форме погребального костра), воды (спиртное, кисель / компот, маковое молоко) и «родителей» (мёд, любимые блюда покойника).

Если поминальные трапезы на кладбище ограничивались в основном хлебом, кутьёй и спиртным, то поминальный обед в доме после похорон должен быть более обильным.

Поминальный обед начинался с трёх ложек кутьи.

Кутья, или коливо, – сладкая рассыпчатая каша с изюмом и (иногда) орехами, сваренная из целых зёрен риса или пшеницы. Сейчас это блюдо считается христианским, но вряд ли оно закрепилось в наших традициях, если бы не имело более древних корней. Оба названия пришли к нам из греческого языка, в котором КУТЬЯ (koukia) означает зерно, а КОЛИВО (kollibo) – древнегреческий обычай поминальных подношений из зерна и фруктов. В то же время традиционным поминальным блюдом древних славян была вязкая сладкая каша, политая мёдом или маковым молоком. В эту кашу тоже очень часто добавляли доступные фрукты. Вероятно, современная кутья – это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. Кстати, саму вязкую пшённую кашу с мёдом до сих пор в некоторых местностях подают на поминальный стол вместе с кутьёй.

Рецептов приготовления кутьи существует несколько (но нужно помнить, что не всякая кутья является чисто поминальным блюдом, кутью подают также в Рождество, Крещение, на Новый год, готовят её и для Мороза – чтобы его задобрить). В зависимости от предназначения кутьи различались и продукты, которые в неё входили.