Фольклор » Календарь Древней Руси
Календарь Древней Руси

25 декабря — Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным наступает 21—22 декабря. По римскому календарю, от коляды-календ брал начало новый год. Далее — святки.

Позже праздник совмещен с Рождеством Христовым. Языческий смысл: свадьба Дажьбога и Марены.

31 декабря и далее — неделя праотцов.

6 января — день Кощея и Велеса. Позже заменен крещенским сочельником.

24 февраля — день Велеса. .Позже заменен днем Власия-сшибирог с зимы.

29 февраля — день Кощея, сторожа мертвого царства. Позже заменен днем святого Касьяна.

1 марта — день Марены. Позже заменен днем святой Марианны праведной. В народном календаре она была названа Маримьяной Кикиморой “одноглазой”, которая и есть ведическая Марена — Мармора — Мара — Кикимора.

14 марта — новый год, первая встреча весны. Наиболее древние из достоверных праздновании нового года. Хотя в “Велесовой книге” упоминается и римский новый год, в перечислении месяцев первым назван белояр — март либо апрель.

7 апреля — день масленицы-Марены. Весеннее равноденствие. По астрономическим данным, оно наступает 20-21 марта, но срок был смещен из-за несовершенства календаря.

Позже этот праздник был сдвинут пасхой и заменен праздником Благовещенья. Содержание его — сожжение масленицы-Марены, золотые яйца, птицы, отпускаемые на волю.

6 мая — день Дажьбога, встреча весны. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу (для почитающих Макошу). Этот праздник наложился на Юрьев день. Содержание: свадьба Дажьбога и Живы, радость по поводу прихода весны, возрождение мира после потопа Вспоминают победу Дажьбога над Белесом.

Дажьбог весну начинает, Перун лето кончает.

22 мая — Ярилин день. Семик. Замещен праздником Николы Весеннего, вешнего, травного, теплого Воспоминания о встрече Ярилы и Кощея. Похороны Ярилы.

Средний срок посева яровых — с Ярилы.

15 июня (?) — день Триглава – Замещен Троицей. Когда праздновался в древности — неизвестно.

1-7 июля — русальная неделя.
Декушка в Купальскую ночь

7 июля — Купала. Летнее солнцестояние, наступающее, согласно астрономическим данным, 20 — 21 июня.

Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером, купание, воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. В этот день вспоминают, как и в предшествующую русальную неделю, купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси — рождение Дажьбога- Предполагают,

что Купала — это одно из имен (либо воплощений) Дажьбога.

В этот же день отмечают свадьбу Хорса и Зареницы.

27 июля — отбор жертв Перуну, далее — Русалии.

2 августа — перунов день. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу.

Праздник замещен Семиком и днем Ильи пророка.

Содержание: день накануне праздника, семик — сговор Перуна и Дивы. В день праздника — свадьба Перуна и Дивы, борьба с Чудом-Юдом, змеем морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминания о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В Семик срывают венки — обряд посвящения девушек и женщин.

8 августа (?) — начало жатвы.

21 августа — день Стрибога. Позже замещен днем Мирона-ветрогона.

28 августа — Успеник Златогорки. Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.

14 сентября — день Волха Змеевича. Замещен днем Симеона Столпника. Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.

23-23 сентября — осеннее равноденствие, поворот к зиме. Возможно, в этот день отмечалась первая встреча Дажьбога и Марены.

10 ноября — день Макоши. Замещен праздником Параскевы Пятницы- Также наложился и на праздник Демьяна и Косьмы (14 ноября).

21 ноября — день Сварога и Симаргла. Замещен праздником Михаила Архангела.

9 декабря — день Дажьбога и Марены. Замещен Юрием Холодным.

Все даты в прилагаемом календаре приведены по новому стилю. Масленицу ныне празднуют за семь дней до Пасхи. Красную гору — в воскресенье на Светлой неделе. Радоницу — во вторник на Фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. День Триглава — на 50-й день после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности, в точности установить невозможно.”

Цитируется по изданию: “В мире мифов и легенд”
Автор: Синельченко В.Н., Петров М.Б